Данный Проект принят за основу на заседании Рабочей группы по разработке Концепции военно-патриотического воспитания граждан ДОСААФ России 13 ноября 2009 г. и доработан в соответствии с предложениями и рекомендациями, высказанными на заседаниях РГ 3 декабря 2009 г. и 11 февраля 2010г.

Разработанная Концепция ВПВ молодежи и ее подготовки к военной службе раскрывает понимание, основное содержание и специфику этого направления патриотического воспитания, определяет применение форм, методов, средств, технологий военно-патриотической работы в современных условиях. Концепция содержит не только основные идеи, положения, раскрывающие смысл служения Отечеству, выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, но и подход к осуществлению этой деятельности в условиях ДОСААФ с учетом его военно-патриотического, военно-технического и спортивно-технического потенциала. 
Этот подход ориентирован на решение главных проблем формирования личности гражданина защитника Отечества, на выполнение основных задач в процессе учебно-воспитательной деятельности ДОСААФ, осуществляемой во взаимодействии с Минобрнауки, Минобороны, МВД, МЧС, Минспорттуризма, Минкультуры, СМИ и других органов, организаций и общественных объединений патриотической направленности, а также с регионами (региональными отделениями ДОСААФ).
  Рабочая группа с благодарностью примет конкретные замечания, предложения и рекомендации к Проекту в целях его окончательной доработки, которые желательно направить до 20 марта 2010 г. по адресу  forma.10@mail.ru
  
 
                                                                                                                                         Проект
 
Концепция патриотического (военно-патриотического)  
воспитания молодежи в общественно-государственной
организации ДОСААФ России*
 
Общие положения
Концепция патриотического (военно-патриотического) воспитания молодежи в общественно-государственной организации ДОСААФ России разработана в целях реализации государственных задач по подготовке граждан к военной службе, возложенных на ДОСААФ России,* и созданием федеральной системы подготовки граждан к военной службе, где ДОСААФ России является базовым элементом системы. **
Концепция военно-патриотического воспитания молодежи (далее Концепция) определяет цели, задачи, принципы, направления и содержание деятельности, формы и методы, а также условия обеспечения эффективности деятельности. Сущность этой деятельности определяется, с одной стороны, национальными интересами Российской Федерации, задачами социальных и государственных институтов в сфере обеспечения военной безопасности, с другой интересами самой личности, ее отношением к проблемам, решаемым обществом и государством в условиях противодействия внешним и внутренним угрозам.
Актуальность разработки Концепции обусловлена:
      Во-первых, принятием руководством страны решения о построении федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе, в рамках которой задача патриотического (военно-патриотического) воспитания молодежи является основополагающей.
      Во-вторых, необходимостью организации патриотического (военно-патриотического) воспитания молодежи в целях формирования у нее социальной ответственности, высокой мотивации к защите Отечества и военной службе.
      В-третьих, отсутствием научной концепции воспитания духовности, нравственности, гражданственности, патриотизма, других важнейших ценностей и качеств у подрастающего поколения, которая отвечала бы его интересам, соответствовала бы духу времени и являлась основой новой системы военно-патриотического воспитания различных категорий молодежи.
* Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. 973 «Об Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России». 
       В-четвертых, в связи с изменением роли и места ДОСААФ России в федеральной системе подготовки граждан Российской Федерации к военной службе, созданием в его структуре Центров военно-патриотического воспитания и подготовки к военной службе.   
Исходя из этого, основной целью Концепции является определение роли и места военно-патриотического воспитания и подготовки к военной службе в общей системе воспитания патриотизма и готовности к достойному служению Отечеству.
 Концепция является методологической основой для разработки Программы военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе ДОСААФ России, а также разрабатываемых в соответствии с ее требованиями и положениями региональных программ.
Данный документ является развитием и конкретизацией важнейших положений и установок Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации  2003 г., Концепции военно-патриотического воспитания молодежи  1998 г. и Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе 2010 г.
Концепция отражает современное состояние военно-патриотического воспитания и призвана значи­тельно активизировать ослабленное за многие годы, но имеющее жизненно важ­ное значение для общества направление государственной политики  целенаправлен­ный процесс воспитания молодого поколения.
Концепция ориентирована на развитие у молодежи патриотического сознания, высокой граждан­ственности, способности отдать силы, разум и энергию достойному служению Отечеству и его защите в рядах Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.
Концепция направлена на реализацию стратегии развития воспитания подрастающих поколений, определенной в Конституции Российской Федерации, в Федеральном законе Российской Федерации 1996 г. 61 «Об обороне», в Федеральном законе Российской Федерации 1992 3266-1 «Об образовании» и решений, принятых на заседаниях Госсовета Российской Федерации в апреле и июле 2009 г. по вопросам молодежной политики, военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе, в Уставах субъектов Российской Федерации и других нормативно-правовых актах.
 
** «Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе» введена в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. 134-р. 
 
1. Роль и место военно-патриотического воспитания как важнейшего направления патриотического воспитания молодежи в современных условиях
Процессы, происходящие в последние годы в патриотическом воспитании, все больше выдвигают на первый план такие его направления, как гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, историко-патриотическое, культурно-патриотическое. Это способствует обогащению содержания патриотического воспитания и повышению его возможностей в формировании патриотических ценностей у различных категорий молодежи. При этом все более уходит на дальний план такое направление патриотического воспитания как военно-патриотическое воспитание (ВПВ). Как известно, именно оно было наиболее развитым и эффективно функционирующим со времени создания системы ВПВ с середины 60-х годов. Эта система являлась образцом для подражания многих зарубежных государств, в том числе западноевропейских, которые немало заимствовали в тот период из советского опыта при решении проблем ВПВ молодежи и подготовке ее к военной службе (в СССР такой проблемы фактически не существовало).
Значительное ослабление в содержании патриотического воспитания его военной составляющей, которое наблюдается в последнее время, лишает его должной эффективности. Именно благодаря ВПВ основное содержание патриотического воспитания понималось, прежде всего, как беззаветное и самоотверженное служение Родине, ответственность за выполнение конституционного долга, обязанность по защите Отечества и готовность выступить с оружием в руках против любого агрессора.
Даже такое высокое по своему содержанию направление патриотического воспитания как духовно-патриотическое, выступающее в настоящее время в качестве приоритетного, также по существу лишено военного компонента. Этим самым прерывается величайшая традиция всей нашей драматической и героической истории, в которой высшим проявлением духовности всегда являлось выполнение воинского долга, служение своему Отечеству с оружием в руках. Высший патриотизм это именно самоотверженная борьба с врагами Отечества, что особенно проявилось в годы Великой Отечественной войны.
Совершенно очевидно, что именно ВПВ является одним из важных факторов обеспечения военной безопасности, особенно в условиях тех изменений, которые происходят в сознании и общественном мнении не только личного состава Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, но и российского общества в целом.
Таким образом, в сложный период исторического развития Российской Федерации и ее военной организации ВПВ должно занять достойное место среди других направлений патриотического воспитания и воспитания российской молодежи в целом.
В настоящее время актуальность и востребованность именно ВПВ как специфического направления патриотического воспитания значительно возросли.
Во-первых, вследствие сложной военно-политической обстановки в мире и вокруг России, появления новых угроз ее национальной и военной безопасности, возможности возникновения вооруженных конфликтов с ее участием.
Во-вторых, в силу значительного возрастания роли и значения заблаговременной подготовки к военной службе молодежи допризывного возраста, вызванного резким сокращением ее продолжительности (до одного года).
В-третьих, по причине безуспешных и бесперспективных попыток найти в течение длительного времени альтернативное военно-патриотическому воспитанию направление в патриотическом воспитании в качестве главного компонента вновь создаваемой системы этой деятельности.
 
2. ДОСААФ России как головной субъект военно-патриотического воспитания в Российской Федерации
 
В настоящее время значительно возросли роль и значение общественных организаций и объединений, участвующих в патриотическом и ВПВ, которые вносят заметный вклад в формирование у молодежи готовности к защите Отечества и военной службе, уделяя особое внимание работе с самыми трудными, наименее защищенными категориями детей и подростков.  Этот вклад многих сотен и тысяч объединений (клубов) патриотической и военно-патриотической направленности является действительно реальным.
В тоже время, одной из главных проблем деятельности этих многочисленных объединений (клубов) является их разобщенность и разрозненность. Каждое из них в рыночных условиях вынуждено выживать в одиночку, даже конкурируя друг с другом.
Вследствие этого уже многие годы каждое ВПО(К) само определяет характер и направление своей основной деятельности, конкретные мероприятия, вносит в них соответствующие изменения. Такая автономность, самодеятельность, усугубляемая обособленностью, изолированностью ВПО(К), отсутствием общей линии на региональном уровне и единой стратегией во всероссийском масштабе со всей неизбежностью порождает немало негативных явлений и процессов. К ним можно отнести, в частности, следующие:
абсолютизация частных задач, вплоть до игнорирования более общих, стратегических;
отсутствие или слабое проявление системного подхода к деятельности, в том числе в планировании и проведении конкретных мероприятий, особенно на перспективу;
односторонность деятельности, сведение ее к отдельным, не всегда взаимосвязанным между собой направлениям, формам, мероприятиям;
выход за рамки задач и содержания военно-патриотического и даже патриотического воспитания, переключение на другие направления не связанные с ним;
низкий уровень организации и методики проводимых занятий и различных мероприятий;
слабое взаимодействие (вплоть до полного отсутствия) с другими, в первую очередь соседствующими, сходными по профилю с основной деятельностью и т.д. ВПО(К), даже в тех случаях, когда это не только целесообразно, но и необходимо и др.
В сложившихся условиях ДОСААФ России определено в качестве основного исполнителя в решении основных проблем и выполнении задач военно-патриотического воспитания в рамках федеральной системы подготовки граждан к военной службе.
Приоритетная и определяющая роль ДОСААФ России в ВПВ российской молодежи подтверждается следующими основными позициями (аргументами):
особый статус ДОСААФ России как общественной государственной организации, наделяющий ее соответствующими возможностями и полномочиями в решении задач ВПВ не только на общественном, но и на государственном уровне (определен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. 973);
главное предназначение ДОСААФ России, которое заключается в патриотическом (военно-патриотическом) воспитании граждан и их подготовке к защите Отечества и военной службе и которое сохраняет свою историческую преемственность в течение более восьмидесяти лет;
наличие необходимых ресурсов для успешного выполнения различных, в том числе и многоплановых задач в сфере ВПВ значительной части российской молодежи с охватом от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов человек;
            разветвленная организационная структура ДОСААФ России включает  21 республиканскую, 8 краевых, 50 областных, 1359 городских и районных, а также 22200 первичных организаций почти во всех субъектах Российской Федерации, что характеризует ее как достаточно самостоятельную и самодостаточную функциональную систему;
всероссийский масштаб ДОСААФ России, позволяет решать задачи на всех уровнях государственной власти с участием не только соответствующих министерств, ведомств, региональных и муниципальных структур, но и общественных объединений патриотической и военно-патриотической направленности;
способность решать не только задачи ВПВ и подготовки молодежи к военной службе, но и принимать участие  в выполнении других социально значимых проблем российского общества (борьба с беспризорностью, создание условий для социализации и самореализации подростков и юношей, профилактика алкоголизма, наркомании, проституции, детской преступности и др.) в качестве общефедерального субъекта молодежной политики Российской Федерации;
наличие источников финансирования как из федерального, так и из других видов бюджета, их эффективное использование при профессиональном управлении и жестком контроле за расходованием средств в целях конкретного решения задач в интересах деятельности организации.
Таким образом, ДОСААФ России располагает всеми возможностями, чтобы уже в ближайшей перспективе, организовать свою деятельность по ряду наиболее важных направлений в ВПВ и подготовке молодежи к военной службе, а также стать в ближайшей перспективе методическим и координационным центром ВПВ в стране.
 
3. Цель и задачи военно-патриотического воспитания молодежи
 
Национальные интересы России требуют, чтобы социальные государственные институты оказывали большее воздействие на функционирование системы патриотического и военно-патриотического воспитания, помогали молодежи лучше ориентироваться в проблемах и тенденциях развития общества и его военной организации.  
Данная концепция предлагает определение цели ВПВ, отвечающей интересам самой молодежи и требованиям общества по отношению к ней. Цель ВПВ соотносится с тенденциями развития ВПО в мире и вокруг России, с задачами по обеспечению национальной и военной безопасности, укреплению Вооруженных Сил и требований, предъявляемых к призывному контингенту.  
В соответствии с этим концептуальным подходом в понимании обусловленности и направленности ВПВ определяется его главная цель, которая может быть сформулирована следующим образом: формирование у молодежи патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству и его защите.
Из общей цели ВПВ вытекают следующие задачи, выполнение которых способствовало бы возрастанию дееспособности подрастающего поколения, значительному повышению уровня его гражданственности, патриотизма и готовности к достойному служению Отечеству:
        информационно-мировоззренческая подготовка молодежи, помощь ей в определении смысла жизни в условиях осуществляемых преобразований, формирование самосознания, ценностного отношения к социально значимым идеям и ценностям, особенно связанным с любовью к Отечеству и необходимостью обеспечения национальной и военной безопасности РФ;
создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма, достойного выполнения воинского долга различными группами молодежи с учетом их интересов, потребностей в различных сферах деятельности, особенно в военной;
воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности как важнейшей характеристики молодежи, проявляющейся в активной жизненной позиции, стремлении лично участвовать в обеспечении защиты общества и государства;
воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности в жизни, развитие потребности в труде на благо общества, государства и его военной организации;
формирование и развитие потребности в духовной жизни, нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливой жизнью с семьей, близкими людьми, поддерживать благоприятный климат в микрогруппе, воинском коллективе.
Реализация вышеперечисленных задач позволит сформировать у молодежи допризывного возраста моральную и психологическую готовность к защите Отечества, верность конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокую гражданскую ответственность. Это позволит обеспечить поддержание высокого уровня морально-психологического состояния призывного контингента, его крепкой дисциплины и сплоченности, обеспечивающих постоянную готовность к выполнению поставленных задач в условиях военной службы. 
 
4. Определение ВПВ, его содержание и структура
 
Военно-патриотическое воспитание это многоплановая систематическая целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к его защите как важнейшей конституционной обязанности в отстаивании национальных интересов Российской Федерации и обеспечении ее военной безопасности перед лицом внешних и внутренних угроз. 
Основным объектом ВПВ является подрастающее поколение дошкольного и особенно школьного возраста (с 7 лет), в котором наиболее активная работа с будущими защитниками 
Отечества проводится в подростковом и юношеском возрасте, достигая максимальной интенсивности за 2-3 года до призыва на военную службу.
Содержание военно-патриотического воспитания молодежи определяется его целью, распадающейся на две основные взаимосвязанные задачи.
Первая из них направлена на развитие у российской молодежи гражданственности и патриотизма, способности активно участвовать в созидательном процессе, укреплении нашего общества и государства.
Вторая задача связана с целенаправленным воспитанием у молодежи допризывного возраста готовности к успешному выполнению специфических функций по обеспечению военной безопасности Российской Федерации в условиях воинской деятельности.
Содержание деятельности, связанной с реализацией первой задачи, обусловливается состоянием международной, прежде всего военно-политической, обстановки в мире, характером глобальных противоречий, особенностями, динамикой и уровнем развития нашего общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической, информационной и других сфер жизни, задачами воспитания подрастающего поколения, главными тенденциями развития этого процесса.
С учетом этих факторов содержание воспитания, определяемое в рамках реализации первой задачи, выступает в более широком социально-педагогическом плане. Эта реализация, связанная с формированием личности гражданина-патриота, основывается на таких элементах, как высокий интеллект, способность к усвоению важнейших ценностей, позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, культурным, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, важнейшие духовно-нравственные, деловые и иные качества и умение реализовывать их в важнейших видах деятельности, особенно патриотической направленности, способность к проявлению таких высоких чувств, как любовь к Родине, уважение к законности, трудолюбие, ответственность за личное участие в решении проблем общественной жизни, опыт осуществления социально значимой деятельности и необходимых для достойного выполнения основных обязанностей гражданина России, в том числе и по защите Отечества.
Решение второй задачи обусловливается целым рядом факторов, связанных с обеспечением защиты Российской Федерации ее военной организацией, важнейшими тенденциями ее развития, характером военного строительства, особенно в области комплектования Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, призывным контингентом, степенью его готовности к выполнению задач в условиях военной и государственной службы; объективными требованиями, предъявляемыми к уровню действенности и эффективности воспитания, целью которого является формирование и развитие у каждого молодого человека качеств и свойств, позволяющих ему успешно выполнить функцию защиты Отечества.
Воспитание, одной из задач которого является подготовка молодежи к выполнению функции защиты Отечества, главным образом в условиях воинской деятельности, характеризуется значительно большей спецификой, более конкретной направленностью и обеспечивает глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы; убежденность в необходимости выполнения функции защиты Отечества в современных условиях; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
Несмотря на взаимосвязь, специфика каждой из этих двух задач воспитания предполагает существенную дифференциацию его содержания (структуры).
Это проявляется, во-первых, в том, что мировоззренческий, социально-педагогический компонент содержания воспитания является доминирующим и составляет его ядро. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим связанным с ней видам государственной службы.
Во-вторых, в связи с сокращением срока военной службы по призыву до 1 года и необходимостью существенного повышения уровня заблаговременной подготовки к ней, значительно возрастает роль и значение специфического компонента содержания воспитания. Это предполагает его более глубокую и последовательную дифференциацию, более основательную и всестороннюю разработку в соответствии с теми конкретными задачами (и прежде всего практического характера), которые возлагаются на защитников Отечества в процессе прохождения военной и других связанных с ней видов государственной службы.
Структура содержания воспитания, определяемого его целью и задачами, актуализирующими деятельность воспитательных структур, ее направленность на решение наиболее важных и насущных проблем, основывается на системе сформировавшихся на протяжении многих веков ценностей. Эти ценности, такие как преданность Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость, взаимовыручка и др., являлись важнейшим мотивом действий русских, российских и советских войск, отличавшихся на полях сражений самоотверженностью, доблестью и мужеством.
В настоящее время российское общество не имеет общепризнанного идеала, а его духовно-нравственные ориентиры оттеснены на второй план приоритетами рыночной экономики. Только основываясь на огромном духовно-нравственном потенциале народов России, можно решить важнейшие задачи в различных сферах нашей жизни. Государственная стратегия Российской державы должна постоянно опираться на историческое и духовное наследие своего народа. Вся героическая и драматическая история Руси, России, ее величайшая культура, традиции, лучшие нравственные силы нашего народа представляют собой многовековые корни духовных ценностей, возвышаемых и отстаиваемых Русской Православной Церковью и другими традиционными конфессиями, являющихся стержнем общественного бытия, воинской деятельности и боевого духа армии и флота.
Обновленная система ценностей патриотического воспитания условно может быть разделена на главные сферы: духовно-патриотическую (признание и сохранение великого духовного наследия России, русского языка, религии и культуры как высших святынь народа, национальное самосознание, гордость и достоинство, духовная зрелость); нравственно-патриотическую (любовь к Родине, своему народу, следование собственной совести, религиозным убеждениям и моральным принципам, добросовестность, честность, коллективизм, уважение к старшим, любовь к семье и близким, этикет); историко-патриотическую (верность героическому прошлому и лучшим традициям истории Отечества, следование исторической правде и нетерпимость к фальсификации   истории,   сохранение   исторической   памяти   и преемственности поколений); государственно-патриотическую (приоритет национальных ценностей и интересов России, ее суверенитет, независимость и целостность, гражданская зрелость, верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к защите Отечества, активное участие в решении проблем и преодолении трудностей в обществе и государстве).
Введение в содержание ВПВ этих и других ценностей отражение объективных сторон общественного менталитета и российской государственности. Без таких ценностей и соответствующего научно-методического обеспечения система ВПВ будет по-прежнему оставаться непрочной конструкцией, почти не связанной с Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами и проблемами обеспечения военной безопасности страны.
Таким образом, содержание ВПВ молодежи может рассматриваться как основа формирования важнейших духовных, нравственных, социальных и патриотических ценностей, официально получивших общенациональный статус и поддерживаемых гражданами общества. Под воздействием системы идей эти ценности преломляются и видоизменяются в ходе общественного развития. Они выступают как исходное начало интеграции и обеспечения целостности России, российского государства, как главные ориентиры формирования гражданина-патриота-защитника Отечества. 

 

 

 5. Принципы военно-патриотического воспитания 
 
К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач ВПВ, относится признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизма и готовности к достойному служению Отечеству, необходимости создания реальных возможностей осуществления целенаправленных усилий для их формирования у молодежи. Без развития у российских граждан с раннего возраста этих ценностей не может быть созидательного общества и сильного государства. 
ВПВ как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности включает целевые, функциональные, социальные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем системности, то есть охватывает своим воздействием практически все поколения, пронизывает в той или иной степени все стороны жизни: духовно-нравственную, социально-экономическую, информационную, правовую, психолого-педагогическую, военно-политическую и др., опирается на образование, культуру, религию, этносы, философию, историю, военное дело и т.д. Оно является неотъемлемой частью жизнедеятельности значительной части российского общества, целого ряда социальных и государственных институтов.
ВПВ требует учета фактора многонационального состава Российской Федерации и связанного с этим многообразия национально-этнических культур.
Среди основополагающих принципов ВПВ, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются научность, единство теории и практики, приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций, системность, преемственность в развитии подрастающих поколений с учетом возрастных особенностей и интересов различных слоев, групп молодежи, высокий уровень организационного обеспечения функционирования системы, многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания, его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе оптимального сочетания коллективного и индивидуального подходов, тесная и неразрывная связь с другими направлениями патриотического воспитания.
Реализация этих принципов в процессе ВПВ молодежи призвана обеспечить развитие у нее нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению воинского долга, удовлетворение у различных категорий молодежи потребностей, интересов и мотивов с учетом специфики их военной подготовки, предоставление будущим защитникам Отечества гарантированного государством минимума социально-правовых услуг по образованию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, освоению военной специальности и др., что позволит качественно выполнять поставленные задачи.
 
6. Система военно-патриотического воспитания в ДОСААФ     
 
При определении системы ВПВ в ДОСААФ необходимо учитывать некоторые его характерные особенности, которые, в свою очередь, позволяют дифференцировать основные элементы общей конструкции, включающей самые различные звенья и взаимосвязи между ними.  
В первую очередь следует отметить принцип вертикали управления, пронизывающего все этажи горизонтально взаимосвязанных структур, расширяющихся сверху вниз в виде пирамиды. В соответствии с этим, высшие органы руководства ДОСААФ помимо своей главной функции управления, особое внимание уделяют вопросам координации и взаимодействия, а также важнейшим вопросам обеспечения ВПВ, особенно научно-методического, информационного, материально-технического, кадрового, финансового.
В первичных и других отделениях, структурных подразделениях ДОСААФ России главной задачей является создание и обеспечение постоянного функционирования базовых объектов военно-патриотического воспитания Центров военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе, организация и проведение на их основе многоплановой военно-патриотической работы с различными категориями детей и молодежи с использованием всего многообразия форм и средств, в зависимости от реальных возможностей и конкретных условий.  
Главный смысл всей системы заключается как раз в том, чтобы с помощью уже имеющихся и вновь создаваемых форм, средств, специальных (конкретных) методик, новых технологий обеспечить возможно больший охват детей и молодежи. Управленческие звенья системы призваны создать необходимые для этого условия во всех субъектах РФ и на муниципальном уровне, используя в этих целях не только собственные возможности, но и ресурсы соответствующих органов власти, министерств, ведомств, государственных и общественных организаций, коммерческих структур и др. Взаимосвязь и взаимодополняемость этих усилий и конкретных мер сверху донизу способны обеспечить функционирование системы в целом.    
Исходя из вышесказанного, основными элементами системы ВПВ в ДОСААФ являются следующие.
1. Органы руководства ДОСААФ России (Наблюдательный совет ДОСААФ России, Центральный Совет, Правление) определяют научно-методические, информационные, организационно-координационные и иные основы ВПВ, обеспечивают управление этой деятельностью в федеральных округах, в отношении руководящего состава республиканских, краевых и областных отделений, организует взаимодействие с органами высшей власти и субъектами ВПВ на федеральном уровне, включая общественные объединения патриотической направленности всероссийского и межрегионального масштаба.
2. Региональные отделения ДОСААФ России (Полномочные представители Председателя ДОСААФ России в федеральных округах, региональные советы ДОСААФ России, руководители республиканских, краевых, областных отделений) осуществляют управление ВПВ, решают вопросы обеспечения этой деятельностью в региональных организациях и стимулируют взаимодействие между ними.
3. Местные отделения ДОСААФ России (руководители городских, районных организаций, первичных организаций, образовательных учреждений, авиационных организаций) обеспечивают функционирование базовых объектов (пунктов) ВПВ, являющихся важнейшими структурными элементами их организации региональных центров ВПВ и подготовки к военной службе, ВПО(К), организационно-методических центров ВПВ, музеев, культурно-досуговых учреждений военно-патриотической направленности.
4. Основные элементы системы Центры военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе, обеспечивающие организацию и проведение многоплановых мероприятий различного уровня, в зависимости от особенностей и интересов возрастных категорий детей и молодежи.
Организация и проведение конкретных мероприятий в Центрах военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе   предполагает использование соответствующих средств, способствующих выполнению поставленных задач. Система средств ВПВ включает три основных компонента: материально-технический, образовательный и организационный.
 К материально-техническим средствам относятся учебные аудитории, классы и кабинеты для занятий по начальному военному обучению, музеи, места сражений, памятники, захоронения, специализированные школы, патриотические и военно-патриотические клубы, техника, специальное оборудование, оружие, макеты, учебные поля, спортивные городки, тиры, тренажеры, а также соответствующие средства массовой информации, произведения литературы и искусства.
Образовательные средства включают основные теоретические, методические и научно-практические рекомендации по организации и проведению ВПВ, по формированию взглядов, убеждений, потребностей и интересов, воспитанию любви к Родине, готовности к отстаиванию ее свободы и независимости, по выработке общественного мнения о проблеме обеспечения и укрепления стабильности и безопасности общества, о государственных и социальных институтах, участвующих в реализации функции защиты Отечества, о службе в Вооруженных силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.
Организационные средства воспитания это весь комплекс мероприятий, осуществляемых с использованием материально-технических и образовательных средств, проводимых в соответствующих формах, максимально реализующих общие и специфические задачи по формированию и развитию личности гражданина, патриота защитника.
Все три группы средств ВПВ тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга и только комплексное их использование в процессе взаимодействия субъекта и объекта этой деятельности способствует достижению ее главной цели. 
 
7. Основные направления и формы военно-патриотического воспитания
  
Одним из главных направлений является направление, призванное поддерживать на эффективном уровне деятельность по ВПВ, создавать лучшие условия для его осуществления. Решение данных задач достигается путем выполнения ряда мероприятий.
Информационно-аналитического обеспечения процессов ВПВ.
Противодействие попыткам дискредитации, девальвации духовности, гражданственности, патриотизма и служения Отечеству, военной службы в любых формах и передачах в целях недопущения интеллектуального и эмоционального воздействия на сознание и чувства детей и молодежи.
Анализ исследований в сфере гражданско-патриотического и ВПВ, использование их результатов в практической деятельности в целях ее коренного улучшения в условиях важнейших изменений в обществе и его военной организации.
Нормативно-правового обеспечения процессов ВПВ.
Создание нормативно-правовой основы ВПВ в системе образования и дошкольных учреждений. Разработка нормативно-правового механизма взаимосвязи и взаимодействия субъектов в сфере ВПВ, оказание помощи в разработке правовых основ этой деятельности самодеятельным общественным организациям и регионам.
Организационно-методического обеспечения процессов ВПВ.
Разработка специальных программ и методик по организации и проведению ВПВ в его различных формах, использование всего многообразия педагогических методов и средств с учетом особенностей той или иной категории молодежи, специфики регионов и этапов этой деятельности.      
Организации взаимодействия государственных институтов, ветеранских, творческих, молодежных и других организаций и объединений.
Осуществление взаимосвязи и взаимодействия с системой образования, культуры, массовой информации, военной организации общества, другими элементами его государственной структуры и социальными институтами в целях формирования и реализации общей стратегии в этой сфере деятельности, объединения усилий различных общественных организаций и объединений, а также оказания им необходимой помощи.
Подготовки и повышения квалификации кадров.
Организация системы подготовки специалистов, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи ВПВ.
Финансово-экономического обеспечения ВПВ.
Налаживание устойчивого финансирования основных субъектов, рабочих органов, руководителей и организаторов ВПВ, а также сотрудничающих с ними организаций и объединений.
Другим главным направлением являются мероприятия самого ВПВ, среди которых выделяются: духовно-нравственное,  историческое,  политико-правовое,  социокультурное,  патриотическое,  военно-ориентированное (деятельностное),  психологическое,  воспитание на воинских традициях.
ВПВ осуществляется на основе использования самых различных форм этой деятельности, включающей в себя три условно выделяемые группы.
Первая группа, обусловленная общеразвивающим компонентом содержания ВПВ, включает в себя весьма обширные и многообразные формы преимущественно учебно-образовательного характера. Они используются в образовательных процессах учреждений (всех основных уровней) в виде дополняющих их элементов (учебных занятий) по самым различным учебным дисциплинам.
Вторая группа, обусловленная спецификой содержания и задач ВПВ, менее разнообразна и характеризуется большей военной и военно-прикладной направленностью. Эти формы, проводимые преимущественно в виде практических занятий, работ, различных игр и т.д., включают, в частности, ознакомление подростков и юношей с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих (военно-технические кружки, тактические учения, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, секции по военно-прикладным видам спорта и т.п.).
Наиболее перспективным в плане результативности выполнения задач ВПВ является применение комплексных комбинированных интегрированных форм, оптимально сочетающих как общее, так и специфическое в его содержании, образующих третью группу. К ней относятся такие формы, как   поисковая деятельность, оборонно-спортивный оздоровительный лагерь, учебно-полевые сборы, военно-патриотические клубы (объединения) различной направленности, школы юных моряков, летчиков, пограничников, десантников, военно-спортивные праздники, смотры-конкурсы, фестивали и некоторые другие. Эти формы включают в себя различные многоплановые мероприятия, которые проводятся системно, с определенной цикличностью, в соответствии с научно обоснованными организационными условиями, способствующими реализации основных задач ВПВ. Кроме того, они синтезируют основные элементы как общего, так и специального содержания ВПВ в тесно взаимосвязанном и взаимодополняемом виде. Тем самым в значительной мере преодолевается разрыв между теоретическим и практико-прикладным компонентами ВПВ, между его общеразвивающей направленностью и специфическими задачами.
 
8. Механизм реализации Концепции
 
            Реализация мероприятий военно-патриотического воспитания граждан в процессе их подготовки к военной службе осуществляется в рамках программ различного уровня:
Программы военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе ДОСААФ России;
региональных программ военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе;
муниципальных программ (планов) военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе.
Программа ВПВ и подготовки к военной службе молодежи ДОСААФ основной инструмент создания новой системы патриотического воспитания России. 
Программа военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе ДОСААФ России призвана реализовать основные идеи и положения Концепции, претворить их к практике военно-патриотической работы с различными категориями детей и молодежи на первом этапе создания новой системы патриотического воспитания в РФ, главным субъектом которой выступает ДОСААФ России.
Система направлений патриотического и ВПВ детей и молодежи к военной службе, среди которых значительное место будет уделено развитию патриотизма и формированию у них готовности к защите Отечества, координации и взаимодействию с основными субъектами этой деятельности, поддержке региональных отделений ДОСААФ, всестороннему обеспечению функционирования центров ВПВ и подготовки к военной службе, предусматривает включение всего комплекса соответствующих мероприятий, начиная с информационных, научно-методических и завершая мерами материально-технического и финансового характера.
Основные параметры Программы будут, в основном, аналогичны проекту Госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.», подготовленному в Росвоенцентре при Правительстве РФ.
Региональные программы ВПВ и подготовки к военной службе основа единой системы формирования патриотизма и готовности молодежи к военной службе.
На основе Программы ВПВ и подготовки к военной службе ДОСААФ разрабатываются программы его региональных отделений. Задается не только их концептуальная часть, структура и другие параметры, но и целый ряд конкретных мероприятий общероссийского и межрегионального масштаба, исполнителями которых выступают региональные отделения (центры ВПВ и подготовки к военной службе), развитию которых будет уделено особое внимание.
Таким образом, региональные программы призваны обеспечить не только системность в ВПВ и подготовке к военной службе, но и координацию и взаимодействие с ЦС ДОСААФ и между региональными отделениями. Для этого многие мероприятия, включаемые в Программу ДОСААФ и региональные программы, должны быть масштабными, комплексными, ориентированными на объединение усилий ЦС и региональных отделений по вертикали и особенно по горизонтали, то есть между собой.
В связи с этим намного возрастает роль и место регионального компонента (блока) в Программе ДОСААФ и, соответственно, межрегионального и общероссийского компонента в региональных программах. Это потребует решения конкретных вопросов координации, взаимодействия и согласования в процессе разработки программ, которые в результате должны преодолеть свою региональную ограниченность, замкнутость и чрезмерно автономную направленность. Для этого разработка региональных программ будет осуществляться при участии соответствующего органа ЦС ДОСААФ (научно-методического центра), а их утверждение руководством ДОСААФ.
  
 
9. Управление ВПВ
  
Управление процессами военно-патриотического воспитания осуществляется государством через Наблюдательный совет ДОСААФ России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации через региональные наблюдательные советы. 
На всех уровнях функционирования ВПВ его субъекты выполняют две взаимосвязанные функции: собственно воспитательную и управленческую.
Содержание управленияВПВвключает определение основ этой деятельности, ее потенциала, противоречий и прогнозирование тенденций развития; определение и постановку текущих и перспективных задач воспитательной деятельности; научно-обоснованное планирование воспитательной работы; подбор, обучение, расстановку кадров; мониторинг состояния воспитательной работы: различных направлений, форм, методов, средств; научную организацию труда воспитателей; обеспечение субъектов ВПВ прогрессивными методами и технологиями использования форм и методов воспитательной работы с учетом основных категорий молодежи; систематический контроль, анализ   состояния и результатов ВПВ; своевременную корректировку системы воспитательных воздействий и др.
Основу управления ВПВ составляют органы, силы и средства, осуществляющие меры по реализации образовательной, информационной, культурной и молодежной политики в области развития гражданственности и патриотизма и готовности к защите Отечества и военной службе у подрастающего поколения. Полномочия должностных лиц и структур, их   состав   и функции определяются соответствующими нормативными документами.
Для создания системы управления процессом ВПВ, формирования и реализации общей стратегии в этой сфере деятельности, объединения усилий министерств и ведомств, общественных организаций и движений, оказания им помощи и поддержки формируется комплекс организационных структур на всех уровнях.
На федеральном уровне при Наблюдательном совете ДОСААФ России  создается Центральный координационный совет, в субъектах Российской Федерации при наблюдательных советах региональных отделений региональные координационные советы по патриотическому и военно-патриотическому воспитанию, а при местных отделениях   местные координационные советы по   патриотическому и военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи. Координационные советы создаются решением высших органов исполнительной власти, главами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориально-муниципальных образований.
Центральный координационный совет (ЦКС) осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, через их представителей,  принимающих участие в деятельности ДОСААФ России.
Региональные (муниципальные) координационные советы осуществляют координацию деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), через их представителей, принимающих участие в деятельности региональных (местных) отделений ДОСААФ России, а также общественных организаций и объединений, осуществляющих взаимодействие с ДОСААФ России по вопросам патриотического и военно-патриотического воспитания.
ЦКС организует разработку руководящих документов по вопросам  воспитания детей и молодежи, рассматривает представляемые проекты программ, а также осуществляет контроль их исполнения.
Региональные и муниципальные координационные советы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают региональные программы и планы патриотического и военно-патриотического воспитания детей и молодежи в субъектах Российской Федерации с включением в них конкретных мероприятий окружной программы по патриотическому и военно-патриотическому воспитанию и осуществляют их реализацию.
Для осуществления функций рабочего органа ЦКС и координационных советов могут создаваться соответствующие центры (рабочие группы) по реализации программ (планов) по патриотическому и военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи. 
 
 
 
 
Одной из наиболее нерешенных проблем является определение реального состояния, уровня и оценки работы по ВПВ, осуществляемой его различными субъектами в различных условиях и сферах деятельности, ведомствах, регионах, с различными категориями молодежи. Без постоянного анализа и объективной оценки результатов работы по патриотическому воспитанию процесс ее осуществления фактически теряет свой смысл, так как самое главное в нем именно достижение поставленной цели и конкретных задач. 
Определение результатов работы по ВПВ в виде конкретной оценки предполагает, в первую очередь, всесторонний анализ этой деятельности с помощью различных методов и методик, а также дифференциацию критериев и показателей по различным уровням, измеряемым в баллах. Для решения первой из этих задач определения оценки результатов работы по ВПВ необходимо осуществить анализ важнейших сторон, направлений этой деятельности. Основное содержание и последовательность определения результатов ВПВ включает в себя следующие моменты:
составление краткого плана анализа состояния патриотического воспитания и его результатов, разработку методических материалов и документов для его проведения. Здесь определяются: формулирование цели и задач анализа состояния ВПВ, определение перечня его важнейших направлений, наиболее значительных мероприятий и проблем, которые необходимо исследовать особенно тщательно;
сбор данных (информации) о состоянии ВПВ и его результатах, об эффективности проводимых мероприятий, об участии в них как организаторов, так и различных категорий детей и молодежи и т.д.;
анализ эффективности работы непосредственных организаторов патриотического воспитания, выполнения ими отдельных задач, конкретных функциональных обязанностей и др.;
анализ и оценку действенности ВПВ с различными категориями, группами молодежи. При этом определяются как количественные (число мероприятий, степень охвата участников, классификация мероприятий по видам и т. д.), так и качественные показатели (эффективность мероприятий, изменение ситуации после их проведения, мероприятия, оказывающие наибольшее формирующее, информационное, мобилизующее и др. воздействие);
определение выводов о состоянии ВПВ и его оценка, формулирование конкретных задач и мер по его дальнейшему улучшению. В них отражаются: общая оценка состояния ВПВ и достигнутых результатов, их сравнение с предыдущим периодом (лучше, хуже); степень соответствия проводимой работы предъявляемым требованиям, решаемым задачам, имеющимся возможностям; передовые и отстающие в подготовке и проведении основных мероприятий; неиспользованные возможности, средства, упущения, недостатки и т. д.; первоочередные задачи, на выполнение которых необходимо сосредоточить основные усилия.
Анализ содержания критериев и показателей результатов работы по ВПВ, воплощающих основные требования к ней, относительно которых оценивается его состояние, позволяет рассматривать их систему в аксиологическом аспекте (в качестве инструмента анализа и оценки). Воплощая в содержательном плане высший уровень работы по ВПВ и ее максимальные результаты, критерии выступают мерилом по отношению к любому другому ее уровню (к реально существующему, к данным результатам).  
 
11. Ожидаемый результат
 
Ориентированность ВПВ на конечный результат предполагает достаточно высокую эффективность осуществляемой в этой сфере деятельности. Улучшение состояния и уровня ВПВ возможно только при условии создания основ новой системы этой деятельности. Новая система, главным компонентом (ядром) которой выступает ДОСААФ, тесно взаимодействующее с Минобороны, МВД, ВВ МВД, МЧС, другими силовыми министерствами, с Минобрнауки. Минкультуры, Минюстом и другими ведомствами, со СМИ, с общественными объединениями и организациями патриотической направленности, с субъектами РФ призвана решить многие назревшие проблемы в отношении подрастающего поколения, причем не только педагогического, военно-патриотического и военно-прикладного, но и социального, нравственного, политического и иного характера.
Благодаря формированию и развитию у молодежи таких важнейших социально значимых качеств, как гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, намного возрастут ее возможности к активному участию в решении важнейших проблем общества в различных сферах его деятельности, в том числе в воинской и других, связанных с ней видах государственной службы.
Улучшение качественных характеристик современной молодежи благотворно отразится на обществе в целом. Высокая духовность, нравственность, активная гражданская позиция, патриотическое сознание молодежи будут в огромной степени способствовать успешному решению задач, связанных с укреплением российского общества, преодолением претерпеваемого им кризисного периода исторического развития.
Одним из результатов реализации направлений улучшения состояния ВПВ молодежи должен стать социально-экономический подъем, укрепление правовой и политической мощи государства, обеспечение обороноспособности и безопасности страны, достижение социальной стабильности в обществе, преодоление причин социальных, этнических, региональных и иных конфликтов. Особое значение имеет то обстоятельство, что в лице патриотически воспитанной молодежи современное российское общество приобретает ценнейший компонент созидательного потенциала, который будет определяться прежде всего ее готовностью взять на себя ответственность за будущее России, за дело обеспечения ее национальной и военной безопасности, особенно посредством повышения боеспособности, эффективности функционирования ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов. 
 
 
 
Содержание
 
Общие положения
 
1-2
1. Роль и место военно-патриотического воспитания как важнейшего направления патриотического воспитания молодежи в современных условиях
 
3-4
2. ДОСААФ России как головной субъект военно-патриотического воспитания в Российской Федерации
 
4-6
3. Цель и задачи военно-патриотического воспитания молодежи
 
6-7
4. Определение ВПВ, его содержание и структура
 
7-10
5. Принципы военно-патриотического воспитания
 
10-11
6. Система военно-патриотического воспитания в ДОСААФ     
 
11-13
7. Основные направления и формы военно-патриотического воспитания
 
13-15
8. Механизм реализации Концепции

 
15-17
9. Управление ВПВ
 
17-18
10. Контроль и оценка результатов деятельности по ВПВ
 
18-19
11. Ожидаемый результат
 
19-20